В каком смысле оправдание христианина перед Богом, согласно лютеранскому вероучению, является декларированным?

Исаев Сергей Александрович, к. ист. н., старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН (ул. Петрозаводская, д. 7, Санкт-Петербург, Россия, 197110)
isayevsviir@yandex.ru

Исаев С. А. В каком смысле оправдание христианина перед Богом, согласно лютеранскому вероучению, является декларированным? // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2012. Вып. 1. С. 91–98.

DOI: 10.24411/2308-0698-2012-00003

Язык: русский

Учение о «декларированном» оправдании в лютеранской догматике выработалось в результате полемики вокруг идей А. Осиандера. Основываясь на своем опыте написания статьи для Православной Энциклопедии, автор сопоставляет соответствующие артикулы Апологии Аугсбургского исповедания и Формулы Согласия на русском и латинском языках, а также монографию американского лютеранского богослова Д. Т. Мюллера. В статье содержится терминологический анализ относящихся к данному разделу догматики понятий, приводится православная и католическая точки зрения на эти богословские термины.

Автор подытоживает лютеранское учение: оправдание и вменение заслуги Христа является фактическим, не декларативным. Праведность, если под ней понимать безгрешность, декларативна, но также она является и фактической, если под ней понимать оправдание. Таким образом, чисто декларативными являются только безгрешность и способность искупить собственную греховность своими действиями или заслугами. Лютеранское учение сильно отличается от католического и православного, однако в религиоведческих справочниках и учебниках описывается упрощенно либо неверно.

Creative Commons License

Ключевые слова: оправдание, праведность, безгрешность, вменение, Апология Аугсбургского исповедания, Формула Согласия, сравнительное богословие

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/isaev-s-a-2012/

download PDF
HTML