Владимир Юрьевич Лебедев, д. философ. н., проф., Тверской государственный университет (ул. Желябова, д. 33, Тверь, Россия, 170023)
semion.religare@yandex.ru
Лебедев В. Ю. К вопросу о культуррелигиозности как феномене религиозной культуры современной Россиии // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2012. Вып. 1. С. 22–34.
DOI: 10.24411/2308-0698-2012-00012
Язык: русский
Соотнесение культуры и религии возможно в качестве теории и социально-религиозной практики. Обращаясь к истории христианства, автор делает вывод о схожести ситуации в начале IV в. и во времена С. Кьеркегора, выступавшего против датского «религиозно-культурного синтеза». В статье дается определение культуррелигиозности и отмечается, что религия в существующем паттерне всегда имеет лишь служебную функцию. Автор выделяет типы культуррелигиозности в российском обществе: индифферентная, архаизирующая, модернистская, эклектичная, селективная, инвертированная. В статье рассмотрены способы вливания культуррелигиозности в процессы дифференциации и институционализации. В качестве одного из показателей культуррелигиозности взято отношение к богословской традиции. Автор обращается к парарелигиозному творчеству и фольклору склонных к культуррелигиозности групп.
Культуррелигиозность характерна для многих господствующих конфессий и менее присуща маргинальным группам вследствие принципиальной акультурной установки и нежелания сдерживания распространения, как в случае с группами этнохристиан.
Носитель культуррелигиозности зачастую обнаруживает поверхностное отношение к религии, мировоззренческую конъюнктурность, следование религиозным ориентирам только в тех ситуациях, в которых отсутствует опасность потери престижа и благополучия; использование эклектичной речи (социальный новояз); натуралистические эсхатологические ожидания при парадоксально специфическом признании бытия трансцендентного – вплоть до атеизма.
В статье обращается внимание на причины формирования таких стратов религиозного сообщества, как «народное/массовое христианство», отличающееся от официального христианства. Рассмотрены аспекты борьбы за право именования «церковью», проблемы экклесиологического редукционизма, а также угрозы утраты церковью собственной аутентичности.
Ключевые слова: культуррелигиозность, С. Кьеркегор, субкультура, маргинальность, синкретизм, экклесиология, семантика
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/lebedev-v-yu-2012/