Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина

Виктория Константиновна Пичугина д-р пед. н., профессор РАО, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО (ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, Россия, 105062)
Pichugina_V@mail.ru

Пичугина К. В. Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2018. Вып. 7.С. 182–207.

doi: 10.24411/2308-0698-2018-00010

Язык: русский

Вклад Аврелия Августина в философию, теорию и практику образования традиционно оценивается с точки зрения его ключевых идей, которые некогда были им выдвинуты, а затем прошли долгий и сложный путь эволюции, сформировав тем самым его «педагогическое кредо». В данной статье предпринята попытка отойти от данной исследовательской логики и рассмотреть наследие Августина как обширный корпус разножанровых текстов, центрированных в том числе на проблеме формирования христианской пайдейи. Для Августина древнегреческая engkuklios paideia была не столько идеей, сколько образовательной практикой, которая могла стать основой для формирования новой формы взаимодействия между христианским наставником и учеником-взрослым. В статье охарактеризована программа христианского гуманитарного образования Августина, в которую входило семь дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, музыка, геометрия, арифметика и философия. Прохождение этой программы, согласно Августину, вело ученика к счастью и мудрости, а также открывало широкие возможности для саморазвития и пожизненного самообразования. Процесс обучения рассматривался им как «путешествие к Богу» под контролем наставника, благодаря которому знание, доступное ученику благодаря созерцанию, переходило в знание, возникающее благодаря откровению.

Creative Commons License

Ключевые слова: Аврелий Августин, христианская пайдейя, обучение и воспитание христианина

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ).

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/pichugina-2018/

download PDF
HTML