Александр Михайлович Прилуцкий, д. философ. н., профессор, РГПУ им. А. И. Герцена (набережная р. Мойки, д. 48/20а, Санкт-Петербург, Россия, 191186)
alpril@mail.ru
Прилуцкий А. М. Лютеранский традиционализм и «высокоцерковное лютеранство» // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2012. Вып. 1. С. 75–90.
DOI: 10.24411/2308-0698-2012-00005
Язык: русский
В настоящее время за кризисом конфессиональной идентичности скрывается кризис теологии как формы кабинетной науки. Принадлежность к конфессиональной общности задается семейной и этнической традицией, эстетическими предпочтениями и иными факторами. Как следствие, религиозная община выступает не как сообщество единоверцев, а в ином качестве. Одной из таких общностей является движение высокой церкви.
Автор полемизирует с хрестоматийным пониманием термина «высокая церковь» и рассматривает его не только с точки зрения литургики, но и экклезиологии. Теологическим обоснованием для существования высокоцерковного движения в лютеранстве является принцип адиафоры. Дискурс российского высокоцерковного лютеранства не представляет собой единого семиотического пространства, в одних регионах высокоцерковные проявления носят более выраженный и репрезентативный характер, нежели в других. Очевидно усвоение русской ментальности и культуры в общинах Северо-Западного региона.
Исследование построено на материале приходов Церкви Ингрии. Для представителей отечественного высокоцерковного лютеранства характерно негативное восприятие модернизма в церковной жизни – как литургического, так и теологического. Причем, если первый может быть выявлен достаточно просто, то второй вызывает определенные затруднения ввиду терминологической неясности, использования традиционных христианских понятий вне соответствующего контекста. В статье затрагивается отношение приверженцев высокой церкви к таким «квази-теологическим продуктам», как «женское священство» и «гомосексуальные браки».
Признаками российского высокоцерковного лютеранства является интерес к святоотеческому наследию, особое отношение к церковным таинствам, сохранение традиционных степеней священства и апостольского преемства епископата, особое внимание к служению евхаристического канона, строгий консерватизм и традиционализм в литургической гимнографии. В целом, однако, еще рано говорить о сформировавшемся высокоцерковном направлении в жизни лютеранства Северо-Запада.
Ключевые слова: традиционализм, конфессиональная теология, высокая церковь, Северо-Запад, либерализм, апостольское преемство, гимнография, литургия
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/prilutskiy-a-m-2012/