Проблема Средневековья в теологии Мартина Лютера

Алексей Игоревич Иваненко к. философ. н., доцент, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (дер. Колбино, д. 25а, Ленинградская обл., Всеволожский район, Россия, 188680), iwanenkoalexy@hotmail.com

Иваненко А. И. Проблема Средневековья в теологии Мартина Лютера // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2016. Вып. 5. С. 34–41.

doi: 10.24411/2308-0698-2016-00003

Язык: русский

Статья посвящена интерпретации Средневековья в теологии Матрина Лютера. Главная проблема заключается в том, что Средневековье это, с одной стороны, период расцвета и распространения христианства, а, с другой стороны, время нарастания негативных тенденций, которые привели к Реформации. Таким образом, лютеранская оценка Средневековья не может не быть двойственной, поэтому она противостоит как негативной гуманистической оценке, так и позитивной католической. В теологии Мартина Лютера мы находим две концепции, связанные с оценкой Средних веков — концепцию Тысячелетнего Царства и Вавилонского пленения Церкви. Вопреки мнению ряда сект, Лютер относил времена «Тысячелетнего Царства» не к будущему, а к прошлому. Здесь он основывался на экклезиологии Августина. Вавилонское пленение — это ситуация Западной Церкви после Великой Схизмы 1054 г. Здесь для Лютера принципиальными были не вопросы исхождения Св. Духа «и от Сына» (Filioque), а вопросы понимания евхаристии. Лютер решительно критикует магическое толкование литургии, согласно которому хлеб превращается в Тело Господне. Это представление родилось в Западной Церкви при Фоме Аквинском в XIII в. Другим аспектом Вавилонского пленения является исчезновение литургии на национальном языке.
Creative Commons License

Ключевые слова: Средневековье, Тысячелетнее Царство, Вавилонское пленение Церкви, Реформация, лютеранство

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ivanenko-a-i-2016/

download PDF
HTML