Рабы в раннехристианских общинах на материале североафриканской агиографии

Алексей Витальевич Каргальцев к. ист. н., ст. преподаватель, РГПУ им. А. И. Герцена (наб. р. Мойки, д. 48/20а, Санкт-Петербург, Россия, 191186)
akargaltsev@herzen.spb.ru

Каргальцев А. В. Рабы в раннехристианских общинах на материале североафриканской агиографии // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2022. Вып. 11. С. 150–159.

doi: 10.24412/2308-0698-2022-11-150-159

Язык: Русский

Статья посвящена анализу феномена рабства в сочинениях раннехристианских авторов. Основное внимание уделено агиографическим памятникам, где известная максима апостола Павла, что «нет ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28) разбирается в свете положения верующих накануне страдания за веру. Отмечается, что именно в церкви Северной Африки проблема рабства перестала восприниматься исключительно как социальная и нивелировалась христианской верой. Рабство осуждалось как таковое, поскольку сами христиане являлись рабами Божьими, а в языческом мире оно было не хуже всех прочих социальных пороков. В «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты» упоминаются рабы Фелицитата и Ревокат, но содержание памятника лишь подчеркивает, что судьбы их и хозяев едины. В других агиографических памятниках римской Африки III в. социальный статус христианских героев вовсе игнорируется, что лишь подчеркивает, что именно накануне мученичества, находясь в заключении, исполненные искренней и глубокой верой они могли достигнуть социального идеала Павла. Таким образом снимается проблема двойственности социальной жизни, очевидно, тяготившая верующих, что в числе прочего объясняет как популярность мученичеств, так и мнение Тертуллиана, что настоящая Церковь — это Церковь мучеников.

Creative Commons License

Ключевые слова: раннее христианство, агиография, рабство, Римская империя, Северная Африка

УДК 276

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/kargaltsev-2022-2/

download PDF
HTML