Евгения Александровна Клишевич аспирант, СПб ГАИЖСА имени И. Е. Репина при Российской академии художеств (Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Россия, 199034)
klishevich_e@mail.ru
Клишевич Е.А. Традиции античной скульптуры в наружном декоре русской православной церкви эпохи классицизма // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2020. Вып. 9. С. 308–331.
doi: 10.24411/2308-0698-2020-00005
Язык: русский
В эпоху классицизма русская церковная архитектура приобрелаформы ордерной архитектуры и наружный пластический декор храма обогатился такими элементами, как зофорный фриз, скульптурное панно, скульптурный фронтон. Так церковная скульптура в православии впервые вышла за рамки орнаментального вида искусства,впервые в ней получили распространение исторические сюжеты.
Цикл скульптурных панно на фасадах Казанского собора восходитк типу дорического метопно-триглифного фриза, который был воспринят русским искусством в интерпретации западноевропейских стилейXVIII в. С опорой на образец фронтонов Парфенона проект наружногодекора Исаакиевского собора содержал задачу лепки фронтонных горельефов в трех плоскостях, что представляло собой для русской художественной школы новый опыт. Сюжеты Священной истории, не имевшие иконографии в русской монументально-декоративной скульптуре,трактовались в декоре Казанского и Исаакиевского соборов с ориентировкой на образцы католического итальянского искусства. Эта тенденция была встречена реакцией православной церкви.
Представительство Епархии в строительной комиссии Казанского собора препятствовало завершению многих наружных скульптурпо проекту. Контроль Святейшего синода над художественными работами в Исаакиевском соборе не противоречил направлению наружного декора собора, но ограничивал использование скульптуры в декореиконостасов.
Ключевые слова: монументально-декоративная скульптура, русский классицизма, христианство, Античность
УДК 247.3
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/klishevich-2020/