Владимир Юрьевич Лебедев,
Александр Михайлович Прилуцкий
д. филос. н., проф., Тверской государственный университет (ул. Желябова, д. 33, Тверь, Россия, 170023)
semion.religare@yandex.ru
д. филос. н., профессор, РГПУ им. А. И. Герцена (реки Мойки наб., 48, корп. 20 а, Санкт-Петербург, Россия, 191186)
alpril@mail.ru
Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Пророчества «Отрока Вячеслава» как эсхатологический дискурс о катастрофах // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2022. Вып. 11. С. 80–93.
doi: 10.24412/2308-0698-2022-11-80-93
Язык: Русский
В статье рассматривается религиозное почитание «Отрока Вячеслава», подростка, умершего в городе Чебаркуль в 1993 г. Несмотря на то, что в настоящее время культ Вячеслава распространен преимущественно в рамках православной ритуалосферы, по своему содержанию он может быть оценен как псевдоправославный и параправославный. В данной статье анализируется специфика приписываемых Вячеславу эсхатологических нарративов о катастрофах. Авторы обосновывают тезис о том, что социопсихологические причины востребованности апокалиптических нарративов о катастрофах в народной религиозности обусловлены формированием в социуме люмпенизированных страт, видящих в эсхатологических катастрофах инструмент наказания их более успешных и состоятельных сограждан. Контент-анализ корпуса текстов позволяет сделать вывод о том, что дискурс об эсхатологических катастрофах, представленный в пророчествах «чебаркульского отрока», содержит пять взаимосвязанных тем: «Голод», «Гибель городов», «Болезни», «Криптозоологические и космоэсхатологические сюжеты», «Социальные катастрофы». Спецификой данного явления является сочетание банального нарративного материала и построения самого нарратива с несколько необычной ситуационной рамкой.
Ключевые слова: Эсхатология, дискурс, нарратив, Славик, страхи, ситуация
УДК 227.85
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/lebedev-prilutskiy-2022/