Мария Сергеевна Назарова к. искусствовед. н., , доцент, Санкт–Петербургский государственный университет технологии и дизайна (191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18)
fantomascha@gmail.com
Назарова М. С. Восточный костюм в раннехристианском искусстве. К вопросу об иконографии «Поклонения волх-вов» в позднеантичной живописи катакомб // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2022. Вып. 10. С. 116–134.
doi: 10.24412/2308-0698-2022-10-116-133
Язык: Русский
Настоящая статья посвящена интерпретации позднеантичным изобразительным искусством восточного костюма в иконографии сюжета о «Поклонении волхвов» из росписей раннехристианских катакомбных комплексов. Также в тексте рассматриваются памятники ахеменидского, так и языческого греко-римского искусства.Художественные произведения раннехристианских мастеров, наряду с современными им памятниками языческого Рима, представляют завершающую фазу развития искусства Античного мира. Оно стало источником для заимствования узнаваемых элементов и форм, позволяющих идентифицировать и интерпретировать изображение. Так большое значение в узнавании образов имели костюм и атрибуты.В сюжете «Поклонение волхвов» перед мастерами стояла задача показать зрителю персонажей, которые явились из восточных земель. Для этого необходимо было прибегнуть к уже сформированному античным искусством образу «выходца с Востока». В греческой традиции собирательный образ «представителя востока» опирался на иконографию «перса», выработанную эллинскими мастерами, тогда как в римской — на иконографию «парфян». В обоих случаях важную роль в узнавании восточных героев играл костюм.
Ключевые слова: античное искусство, восточный костюм, раннехристианское искусство, живопись катакомб, античная вазопись, античная скульптура, античная живопись, искусство Древнего Востока, образы персов, парфянский костюм, Древний Рим
УДК 7.046.3
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/nazarova-2022/