Эсхатологические и историософские представления сектантов-царебожников

Евгений Владимирович Никольский д. филолог. н., д. богослов. н., профессор, Карпатский университет имени Августина Волошина (ул. Гойды, д. 4, Ужгород, Украина, 88000)
eugenius-09@ukr.net, Eugenius-08@yandex.ru

Никольский Е.В. Эсхатологические и историософские представления сектантов-царебожников // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2020. Вып. 9. С. 154–182.

doi: 10.24411/2308-0698-2020-00015

Язык: русский

В статье на основе полевых наблюдений, проводившихся авторомв течение нескольких лет, проанализированы историософские и эсхатологические доктрины царебожников. Эсхатология царебожниковявляется частью закономерного вырождения монархических идейв условиях социального потрясения; к ее возникновению были созданы все возможные предпосылки. Это и мифогенный мир прихрамовой среды, оказавшийся восприимчивым к идеям царебожия, и утратасоветской идеологии как «почвы под ногами», и традиция сравненияцаря с Богом, и распространившаяся после смерти Николая II идеяоб его искупительной миссии и т. д. Особенно примечательным является девальвация христоцентризма в среде царебожников и уподобление главного объекта их культа (так называемого грядущего царя)иудейскому машиаху. Можно предположить, что царебожники вполне осознают это сходство. Православие традиционно считает машиаха антихристом, который будет сокрушен дуновением пришедшегоХриста. В эсхатологии царебожников это устойчивое представлениесовмещается с концепцией грядущего царя, и возникает противопоставление, которое, тем не менее, подразумевает их равенство — ониоба являются иконами Христа, только один — истинной, а другой —извращенной.

Creative Commons License

Ключевые слова: христоцентризм, искупление, монархическая идеология, христология, Николай II, растафариане, сектантство, магизм, национализм, ксенофобия, шовинизм

УДК 291.23

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/nikolsky-2020/

download PDF
HTML