Атанас Стойчев Орачев к. ист. наук, председатель Ученого совета Ассоциации «Черноморской Страндже», куратор музейной экспозиции «История Якоря» в Ахтополе (ул. Нептун, д. 2, кв. 5, г. Ахтополь, Болгария, 8280)
aso_1953@abv.bg
Орачев А. С. Орфей во фракийских крестьянских верованиях и обрядах // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2019. Вып. 8. С. 102–135.
doi: 10.24411/2308-0698-2019-00007
Язык: русский
Имеющаяся база данных с фракийских земель позволяет нам понять, как возникли доисторические цивилизационные модели и как происходит кристаллизация принципов, посредством которых взаимодействуют две обособившиеся от них структуры — «село» и «город». Улавливать принципиальные различия в мировоззрении, выявлять отличия в повседневных стереотипах поведения и способах, которыми крестьяне и городские жители осмысливают, воспринимают и стараются организовать мир. Именно это иллюстрируется доступными письменными источниками и памятниками для одного из древнейших культурных героев Орфея, которого не следует связывать с постулатами «фракийского орфизма». Фактически для фракийской скотоводческо-земледельческой обрядности и верований были важны «изобретение земледелия», «очищение от нечестивых поступков», «лекарства от болезней» и «умилостивление гнева Божия», чтобы можно было «обеспечить» плодородие и стад, и пашен, и людей. В «Богомильских книгах и легендах», в болгарских апокрифических сочинениях и в фольклоре обнаруживается множество «орфических» представлений: о Добре и Зле и соответствующих гимнах-молитвах; данные о целительных средствах и заклинаниях; «средствах» очищения от грехов; гаданиях и наконец, но не на последнем месте по значению, о «молитвах» и «благословениях», выпрашивающих плодородие.
Ключевые слова: Орфей, Фракия, цивилизационные модели, дольмены, крестьянскиe ритуалы, фольклор
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/orachev-2019-ru/