Атанас Стойчев Орачев к. ист. наук, председатель Ученого совета Ассоциации «Черноморской Страндже», куратор музейной экспозиции «История Якоря» в Ахтополе (ул. Нептун, д. 2, кв. 5, г. Ахтополь, Болгария, 8280)
aso_1953@abv.bg
Орачев А. С. Была ли «Orphica magica» в памятниках из Фракии? // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2022. Вып. 11. С. 126–149.
doi: 10.24412/2308-0698-2022-11-126-149
Язык: Русский
Автор исследует неизменный характер «орфических» интерпретаций фракийских изображений и сцен на предметах-кладах. Особые сомнения вызывают любые попытки связать их с «фракийскими мистериальными практиками», входившими в состав «царской мистериальной идеологии» «бессмертия» — так называемого «фракийского орфизма». Автор также рассматривает версию «Orphica magica» Ал. Фол и анализирует Apoll. Rhod. I, 197. Однако мнасейские Ἀξίερος, Ἀξιόκερσα, Ἀξιόκερσος и Κάσμιλος встречаются и в позднем эпиграфическом памятнике из Антиохии, текст которого, безусловно, магический. Магический язык был и остается непереводимым, потому что, по заложенной в него идее, он должен был быть непонятным во время молитв, исцеляющих имен («заклинаний») и проклятий. Допустимо было лишь упомянуть «знакомые» слушателю имена, а по негласному правилу переводились только начало и конец текста некоторых заклинаний и проклятий. Магический язык был присущ и упомянутым Платоном «фракийским жрецам», которые лечили «прежде всего душу» именно «заклинаниями» (Платон, Chram. 156D). В принципе, «фракийские надписи» из Кёльмена и Езерово, а также так называемые «Самофракийские надписи» также непереводимы, так как они также были написаны на магическом языке. Дошедшие до наших дней анализы болгарских заговоров особенно перспективны для изучения магии фракийских земель, поскольку являются плодом тысячелетней традиции.
Ключевые слова: фракийский «орфизм», фракийские надписи, магический язык, заговори, болгарские обряды
УДК 7.037.28
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/orachev-2022/