«Логос-Педагог» Климента Александрийского и «Раб» Исаии (42:1–8 и 52:13–53:12): упущенные теологические перспективы

Тимофей Геннадьевич Пушков канд. богословия, священник Луганской Епархии (с. Курячовка, Марковского р-на, 92444)
st077180@student.spbu.ru

Пушков Т. Г. «Логос-Педагог» Климента Александрийского и «Раб» Исаии (42:1–8 и 52:13–53:12): упущенные теологические перспективы // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2023. Вып. 12. С. 16–45.

doi: 10.24412/2308-0698-2023-12-16-45

Язык: Русский

Статья посвящена выделению совпадений и различий христианства с другими религиями и их обоснованию через общее Откровение Логоса Божьего, действующего на том или ином уровне во всех древних религиях. Автор раскрывает основные раннехристианские учения о логосе, представленные в греческой патристической традиции. Большое внимание уделяется сравнению представлений о Логосе в Ветхом и Новом Завете. Автор приходит к заключению, что христианство не отождествляет языческих богов с Христом, а уделяет им лишь место прообразов, рожденных пророческой интуицией, предвосхитившей явление Спасителя. Синкретизм просто объявляет релевантными все традиции, исходящими от «Единого Безликого Духа». Кроме того, универсализм Церкви опирается на историческое событие Христа, как Воплощение, вочеловечение, смерть и Воскресение Христа. Синкретизм может опираться на сумму абстрактных идей, занимаясь поисками этих идей в других религиях. Христианством твердо исключается мистический и литургический релятивизм, т.е. признавая умозрительные теории язычников во многом богодухновенными, христианство не допускает и мысли о равнозначности их культов с церковной литургией.

Creative Commons License

Ключевые слова: Христос, Логос, Педагог, Исаия, межрелигиозный диалог, Климент Александрийский

УДК 22.07

Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/pushkov-2023/

download PDF
HTML