Микела Катто, кандидат исторических наук, доцент, университет Модены и Реджио Эмилия (Viale Antonio Allegri 9, Palazzo Dossetti, Reggio Emilia, Italy, 42121), michela.catto@unimore.it; michelacatto@gmail.com
Катто М. Восприятие и интерпретация Лютера в раннее Новое время: взгляд из Италии // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2017. Вып. 6. С. 208–231.
doi: 10.24411/2308-0698-2017-00011
Язык статьи: английский
В статье рассмотрено формирование в итальянской историографии образа Лютера и Реформации — достаточно радикального и далекого от понимания лютеранской доктрины. Во-первых, Лютера связывали с Никколо Макиавелли и макиавеллизмом. Флорентийский секретарь упоминается в этой связи (а порой к нему встречаются лишь косвенные отсылки), поскольку именно он был автором концепции, согласно которой отсталось Италии в процессах модернизации привела к упадку религии и, следовательно, падению нравов и морали. Сначала Макиавелли, а затем и Лютер, сыновья сатаны, воспринимались как основные причины упадка нравов. В течение XVIII в. эта идея была поддержана сравнительным анализом с экономическим, социальным и политическим развитием стран, принявших Реформацию.
В контексте римской церкви «лютеранское чудовище» иногда указываться как источник и происхождение всех видов бедствий и упадка церковных обычаев и учения. Поэтому в текстах, связанных с орденом иезуитов, фигуры Лютера и Кальвина рассматриваются как причины «порчи» христианской доктрины и связываются с происхождением янсенизма или любой другой политики, противостоящей папской власти и враждебной религиозным институтам, и, наконец, как зародыш, из которого развились худшие учения современности — от атеизма до либертинизма и Просвещения.
Ключевые слова: Кальвин, Реформация, атеизм, Маккиавелли, Гвиччардини, янсенизм, либертинизм, упадок
УДК 94(4)
Постоянная ссылка: //rcs-almanac.ru/ru/katto_ru_vi_2017/